Образы – пожалуй, самая привлекательная часть юнгианской психотерапии, но и самая сущностная – именно работа с образами лежит в основе «технологии» юнгианской практики, определяя «лицо» этого метода психотерапии. В этом выпуске мы предлагаем Вам работы, отражающие разные грани исследования и следования образу в юнгианском анализе.
Основное внимание мы уделяем клиническому использованию образов: Дейл Матерс размышляет о сексуальности в работе с пациентом-трансвеститом, опираясь на изображения «Rosarium Philosophorum», Наталья Писаренко и Мария Прилуцкая вычленяют признаки субпсихотических состояний пациентов через сказку Бажова «Огневушка-поскакушка», Хельмут Харк показывает, что привносят сновидения про деревья в динамику психотерапевтического процесса, а Надежда Альтфедер возвращает нас к возможностям активного воображения.
Углубленное понимание образов искусства – важный ресурс развития юнгианского способа мышления и мировосприятия, умения видеть сюжет и его динамику на внутрипсихическом уровне. Такой ракурс понимания показывает возможности индивидуации и трансформации Эго – в романах Виктора Пелевина (статья Екатерины Резниковой), в латышских народных сказках (статья нашей коллеги из Лиепаи Иветы Гебеле) и в произведениях жанра фэнтези (работа Иннокентия Арсеева). Работа Марии Лосевой о Павле Смердякове углубляет видение известного отрицательного персонажа Достоевского, а в статье Евгении Ермаковой о Хулио Кортасаре раскрываются бессознательные смыслы произведений писателя.
Особо хотелось бы выделить работы, наполненные личной любовью к образам, приходящим из повседневности и показывающие их смысл для каждого из нас, кто внимателен к движениям своей души. Наша коллега из Нью-Йорка Мария Таверас, посещавшая Московскую конференцию в 2015 году, очень открыто и искренно рассказывает о том, как она создает скульптуры из образов своих снов и куда ведут ее крылатые змеи. Желаем вам приятных встреч со своими змеями и другими внутренними образами!
Елена Пуртова, Мария Лосева