Этот номер — о странствиях души и о ее трансцендентном начале. Его основу составили доклады конференции МААП-ЮА «Времена индивидуации» (июнь, 2022). Авторы этого номера рассматривают крестный путь души в ее трансформациях, в том числе в посмертии, используя разные метафоры и подходы. Архетипическую основу трансформаций души исследует Майкл Смит, он описывает феномен инициации и структуру ее процесса, используя шаманизм, личный опыт и опыт Юнга.
Системообразующим, наверное, будет доклад Кена Кейша «Внутри невидимого». Сопоставив тексты шести духовных авторов, представителей разных вероисповеданий, он показал единство их описания этапов медитации и духовного развития. Возможно, мы опять обнаруживаем такой глубинный архетипический уровень духовного опыта, внутри которого различия между вероисповеданиями и вообще людьми в широком смысле полностью отсутствуют. «Приземление» медитаций, рассматриваемых одновременно как часть духовного опыта и важное психотерапевтическое средство, осуществляется Сергеем Моргачевым.
Пожалуй, самая насыщенная бессознательными содержаниями область, в которой раскрывается трансцендентная основа души – тема смерти во всем многообразии ее составляющих: околосмертный опыт (взгляд с позиции научного рационализма в статье Эрнста Рейнхардта), культурные паттерны избегания или взаимодействия с этой реальностью (статья Бернарда Сарториуса), исследование опыта прошлых воплощений (регрессология в статье Елены Ратничкиной).
Вневременность цикличности – еще одна плоскость обнаружения трансцендентного. Здесь нас ожидает исследование секретов индивидуации в различных концепциях и образах времени, с использованием мифологии, религии и астрологического символизма (статья Нины Хребтовой). Астрологический ракурс разворачивается далее в работе Евгении Ермаковой, сопоставляющей натальные карты и сказкотерапию.
Тема личного мифа, противостоящего профанному и временному – особый раздел номера. Сюзан Шорт делится личными историями о переживаниях синхронистичности — когда события сталкиваются. совпадают, пересекаются, мельтешат. Каждое событие и деяние ищет свое место, свой смысл. И об этом статья Юлии Казакевич, в которой она исследует одну из стержневых сторон вторжения коллективных событий (гуманитарных катастроф) в индивидуальные психические процессы. В таких случаях обрываются связи с транцендентным измерением, и одним из способов заново их выстроить автор считает жертвоприношение, которое возвращает сакральное в обыденную жизнь.
«Аще забуду тебе, Иерусалиме…»
Мария Лосева, Елена Пуртова